На главную!
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"ВОДА И ЛЮДИ:XXI ВЕК"
на главную внимание! это касается каждого! написать письмо

вопросы и ответы искать форма обратной связи
Главная     
     Структура     
     Персоны     
     Виды деятельности     
     Проекты     
     Публикации     
     Архив     
     Контакты     
     Фотогалерея
Канал Волго-Дон 2
В былые времена кто только не пытался соединить Волгу с Доном, сколько было попыток, сколько было неудач, сколько было потрачено времени и средств, но осуществились эти планы только в Советском государстве – был построен канал Волго-Дон. Но, оказывается, и после постройки этого канала была предпринята попытка ещё раз соединить Волгу с Доном – это канал Волго-Дон-2!
Волго-Дон 2, Волго-Дон-II — это проект судоходного канала, соединяющего Волгоградское водохранилище (река Волга) и реку Дон. В отличие от существующего Волго-Донского судоходного канала, начинающегося южнее Волгограда (и ниже по течению от Волжской ГЭС), Волго-Дон 2 должен был начаться от посёлка Ерзовка на Волгоградском водохранилище, выше ГЭС, и идти на запад через Грачи и Паньшино – практически по пути Петровской переволоки.

Строительство было развернуто в 1980-ых годах, но прекращено в 1990 г. в связи с ухудшением экономической ситуации в стране. Волгоградский облсовет, принявший решение о приостановлении финансирования и прекращения строительных работ на канале с 1 августа 1990 г. «в соответствии с рекомендациями экспертной комиссии Госплана СССР». Как объяснял тогдашний председатель Волгоградского облисполкома Иван Шабунин, комиссия сочла, что для завершения строительства «потребуются слишком значительные капиталовложения, которых РСФСР на данный момент позволить себе не может». По оценке, сделанной современным специалистом, к моменту прекращения работ было построено около 20% канала.

На многих картах этот канал вообще не указан, на некоторых обозначены незначительные участки, но практически нигде канал не подписан как Волго-Дон-2! К 2000 г. большая часть строительных материалов — бетонные плиты, металлическая арматура, и т. д. с построенных частей канала была расхищена; «от отстроенных шлюзов не осталось ничего — ни железных ворот, ни бетона, даже металлической проволоки, которая крепила блоки». В 2000 г. многие из бывших строителей канала всё ещё жили в поселке Ерзовка, и работали в Волгограде, за 60 км оттуда.


 
Вдоль участка канала от трасс Волгоград-Саратов и Волгоград-Москва была проложена бетонная дорога, и стройка была огорожена бетонным забором! Местами бетонка даже была асфальтирована. Сейчас часть бетонки раздолблена автотранспортом и для лучшей проходимости засыпана сверху песком, часть бетонки активно разбирают, судя по свежим следам, даже в тех местах, где был асфальт.

От забора сейчас осталась только полоса фундамента вдоль дороги. От выемки грунта местами вдоль канала расположились огромные кучи-конусы (их форма и размеры говорят об огромных размерах землеройной чудо-технике!).

Местами были сделаны фундаменты под трубы насосных станций для окружающих оросительных каналов. Размеры канала и всё находящееся вокруг впечатляет своей масштабностью и в то же время нынешней бесхозяйственностью!!!

Резонный вопрос – зачем и кому нужен был второй канал?
Причин несколько:
1. Разгрузить канал Волго-Дон. А нужна ли была вообще разгрузка канала? По крайней мере, в нынешнее время канал никак не назовёшь загруженным.
2. Снизить уровень подъёма воды в Каспии. По расчетам экспертизы, с такой пропускной способностью канала снижение уровня воды в Каспии было бы всего на 3 миллиметра!!! К тому же в нынешнее время и так не хватает объёмов воды для заполнения Волго-Ахтубинской поймы в период половодья.
3. Концерну «Водстрой». Вот уж кому позарез нужен был канал Волго-Дон-2! Посудите сами: существует огромная организация с сотнями, если не с тысячами, землеройных и грузовых машин, «стройки века» почти все закончились и объёмы работ падают!
В 2000-х годах название Волго-дон 2 (также в форме Волгодон-2) чаще используют по отношению к другому активно обсуждаемому проекту: строительству второй нитки Волго-Донского судоходного канала.
Использовалась информация с сайтов ru.wikipedia.org и geocaching.su