На главную!
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"ВОДА И ЛЮДИ:XXI ВЕК"
на главную внимание! это касается каждого! написать письмо

вопросы и ответы искать форма обратной связи
Главная     
     Структура     
     Персоны     
     Виды деятельности     
     Проекты     
     Публикации     
     Архив     
     Контакты     
     Фотогалерея

Проблемы технического загрязнения открытых и подземных источников водоснабжения и меры по обеспечению  населения России питьевой водой.

1. Ресурсы  поверхностных  и  подземных  вод,  их  качество  и  использование.
   1.1Оценкасуществующего  состояния  водных  объектов – источников  питьевого  водоснабжения
    Водные  ресурсы  играют  важную  роль  в  обеспечении  устойчивого  социально-экономического  развития  России.   Состояние  здоровья  населения,  становление  экономики  страны  в  значительной  степени  зависит  от  наличия  и  качества  водных  ресурсов,  их  комплексного  рационального  использования  и  охраны.
     Россия   является  одной  из  наиболее  обеспеченных  водными  ресурсами  стран,  располагая  более  чем  20%   мировых  запасов  пресных  поверхностных  и  подземных  вод.  Среднемноголетние  ресурсы  речного  стока  России  составляют  4262  куб.  км  в  год  (10%  мирового  речного  стока), из  которых  около  90%  приходится  на  бассейны  Северного  Ледовитого  и  Тихого  океанов  и  менее  8%  -  на  бассейны  Каспийского  и  Азовского  морей,  около  30  тыс.  куб.  м  в  год  (или  78  куб. м  в  сутки)  на  одного  жителя  страны   (второе  место  в  мире  после  Бразилии).  Прогнозные  эксплуатационные  запасы  подземных  вод составляют  свыше  360  куб.  км   в год.
    Располагая  столь  значительными  водными  ресурсами  и  используя  их  не  более  3%  речного  стока  ежегодно,  Россия  в  целом  ряде  регионов  испытывает  острый  дефицит  в  воде,  обусловленный  неравномерным  их  распределением  по  территории  (на  наиболее  развитые  и заселенные  центральные  и  южные  районы  Европейской  части  России,  где  сосредоточено  80%  населения  и  промышленного  потенциала,  приходится  лишь  около  8%  водных  ресурсов),  а  также  низким  качеством  вод,  в  особенности  вод  поверхностных  водных  объектов.
   Практически  исчерпаны  возможности  безвозвратного  водоотбора  в  бассейнах рек  Дон,  Терек,  Урал,  Исень,  Миасс  и  ряда  других
 
   1.2.Классификация  загрязненности  источников  питьевого  водоснабжения
       Качество  воды  поверхностных  водных  объектов  формируется  под  воздействием  природных  факторов  и  поступающих  в  них  сточных  вод  промышленности,  коммунального  и  сельского  хозяйства,   влияния  антропогенного  загрязнения  является  определяющим.
     Воды  основных  рек  страны  -  Волги,  Дона,  Кубани,  Оби,  Лены,  Печоры,  являющихся  основными  источниками  питьевого  водоснабжения
                                               


                                                                    2

  оцениваются   как   «загрязненные»,  их  притоков  -   Оки,  Камы,  Томи,   Иртыша,  Тобола,  Миасса,  Исети,  Туры,  также  реки  Урал   -  как  «очень  загрязненные».
     Уровень  загрязнения      воды  Волжских  водохранилищ  в  течение  ряда  лет  остается  достаточно  высоким,  качество  воды  оценивается  в  диапазоне  -  от  «загрязненной»  до  «очень  грязной».

   В  целом  по  Российской  Федерации  только  один  процент  исходной  воды  поверхностных   источников  питьевого  снабжения  соответствует  нормативу  1  класса  качества  для  питьевых  водозаборов,  что  гарантирует   при  существующих  технологиях  водоподготовки   достижения  требуемых  показателей   качества    питьевой   воды.
 
   Качество  подземных  вод  в  естественных  условиях  характеризуется  достаточным  разнообразием  и  зависит  от   большого  количества  факторов.  Для  хозяйственно-питьевого  водоснабжения  используется,  как  правило,  основные  водоносные  горизонты,  качество  воды  в  которых  по  содержанию  большинства   нормативных  компонентов  отвечают  требованиям  предъявляемым  к  питьевым  водам.
     Повышенное содержание  в  подземных  водах  железа,  марганца,  либо  их    повышенные  минерализация  и  общая  жесткость,  а  также  пониженное  содержание  фтора,  в  целом  не  являются  препятствием  к  использованию  таких  вод,  т.к. с  применением  хорошо  разработанных  методов  водоподготовки,  качество  воды  может  быть  доведено  до  требуемой  кондиции.  В  то  же  время  для  ряда  микроэлементов  такая  технология  не  разработана.
    В  Российской  Федерации  выявлено  и  достаточно  охарактеризовано     около  2600  участков  техногенного  загрязнения  подземных  вод,  в  том  числе  на  Европейской  территории    -1940  участков  (74%),  на  Азиатской  территории   России -  порядка  700  (26%),  качество  подземных  вод  которых  не  соответствует  требованиям  СанПиН  2.1.4.559-96 «Питьевая  вода.  Гигиенические  требования  к  качеству  воды  центральных  систем  питьевого  водоснабжения.  Контроль  качества».
 

    2.   Охрана  водных  объектов  и  проблемы  техногенного  загрязнения.
     2.1 Состояние    водоохранных  зон   и  прибрежных  защитных  полос
         водных  объектов,  зон  санитарной  охраны  источников  питьевого 
         водоснабжения.             
  Установление,  в  соответствии  с  действующим  законодательством,  водоохранных    зон  и   прибрежных  полос  водных  объектов  -  источников  питьевого  водоснабжения,  зон  санитарной  охраны,  а  также  контроль  за

                                                               3

  соблюдением  в  них  режима   хозяйственной  деятельности,  обеспечивающего  поддержание  водных  объектов  в  экологически
  безопасном  состоянии  является  важнейшей  мерой,  направленной  на  улучшение  качества  вод  поверхностных  источников  питьевого  водоснабжения  и  защиту  от   антропогенных  загрязнений    подземных  источников.
   Пятая  часть  (19,63%)  поверхностных  и  подземных  источников  централизованного  питьевого  водоснабжения  страны  (105431)  не  отвечает  санитарным  нормам  и  правилам,  в  том  числе  17,4% - из-за  отсутствия  зон  санитарной  охраны.  Из  них  поверхностных  источников  -964  из  2072 (46,53%),   в  том  числе  38,37% - из-за  отсутствия  зон  санитарной  охраны.  Одной  из  важнейших  проблем  является  картирование  всех  видов  водоохранных  зон  и  выдача  предписаний  земельными  органами  при  отводе  и  эксплуатации  охраняемых  источников.   Кроме  того  необходимо  проводить  работы  по  залужению  водоохранных  зон  и  строительству  перехватывающих  водоемов  с  биоплато  и  др.


  22  Защита  водных  объектов    России   от  загрязнения  сточными  водами.

  Концептуальные  положения  регулирования  качества  поверхностных  вод  в  Российской  Федерации  в  увязке  с  государственными  регламентами  по  водоснабжению  и  водоотведению   или  ведомственными  инструкциями  работы  очистных  сооружений   обязательных  при  проектировании  и  эксплуатации  сооружений.

  Качество  вод  поверхностных  водных  объектов   формируется  под   воздействием  природных  и  антропогенных  источников  загрязнения.
  Антропогенными  источниками  загрязнения  являются  сосредоточенные
сбросы     загрязняющих  веществ  со  сточными  водами  промышленных  предприятий,  водоканалов  и  др.  и  рассредоточенные  сбросы  -  стоки  с  селитебных    и  промышленных  территорий,  транспортных  магистралей,  сельскохозяйственных  угодий  и  т.п. 
 В  настоящее  время  в  Российской  Федерации  учитывается  и  регулируется  сброс  загрязняющих  веществ  всех  сосредоточенных  и  части  рассредоточенных  источников    загрязнения  (городские,  промышленные   свалки,  животноводческие   фермы  и  комплексы,  ливнестоки.)
     В  основе  регулирования  качества  поверхностных  вод  лежат  нормативы  предельно  допустимых  концентраций  загрязняющих  веществ  (ПДК)  в  воде  водных  объектов,  устанавливаемые  для   водоемов    рыбохозяйственного,  хозяйственно-питьевого   и   рекреационного  назначения.
   Водные  объекты  должны  обеспечивать  получение  воды  питьевого  качества  с  использованием  технологий,  предписанных  Регламентами  на  водоподготовку.


                                                        4

    Сброс  сосредоточенными  источниками  загрязняющих  веществ  не  должен  приводить  к  превышению  их  ПДК  в  водном  объекте.  Для  этого  территориальные  органы  МПР  России  и  Федеральное  агенство  водных  ресурсов    на  основе  существующего  баланса  загрязнения  водного  объекта  устанавливают  каждому  водопользователю  норматив  предельно  допустимого  сброса  (ПДС)  загрязняющих  веществ  по  каждому  выпуску  сточных  вод.  Суммарные  загрязнения  не  должны  нарушать  и  тем  более  ухудшать  экологического  состояния  водного  объекта
    Для  поэтапного  достижения  ПДС  в  Российской  Федерации  введен  и  успешно  применяется  показатель  временно  согласованного  сброса  (ВСС),  устанавливаемый  на  время  выполнения  водопользователем  согласованных  с  органами  государственного  надзора  и  контроля  водоохранных  мероприятий,  направленных  на  снижение  объема  загрязняющих  веществ,  поступающих  со  сточными  водами  в  водный  объект,  до  нормативов  ПДС.  Если  системой  водоохранных  мероприятий  не  удается  достигнуть  установленных  показателей  ПДК  вредных  веществ  в  водном  объекте  -  возникает  проблема  приостановления  деятельности  предприятий --  загрязнителей.
   С  механизмом  регулирования  сброса  загрязняющих  веществ  тесно  связан экономический  механизм  взимания  платы  за  сброс: предприятие  водопользователь,  работающий  на  основе  регламентов  и  сбрасывающий загрязняющие  вещества  в  пределах  ПДС,  оплачивает  сброс  по   однократному  тарифу;  за  сброс  загрязняющих  веществ  в  интервале ПДС-ВСС  -  по  пятикратному;  за  сброс  загрязняющих  веществ  свыше  ВСС  -  по   двадцатипятикратному  тарифу.
      Российские  ПДК  и,  как  следствие,  нормативы  ПДС  часто  экологически  избыточны.  В  результате  применения  на  практике  жесточайшего   механизма   расчета  и  применения  ПДС,  а также  расчета  платы  за  сброс  загрязняющих  веществ  в  поверхностные  водные  объекты  предприятия – водопользователи  либо  не  в  состоянии  вносить  установленные  платежи  за  сброс ,  либо  их  внесение  лишает  их  возможности  осуществить  предусмотренные  водоохранные  мероприятия.
  Взимаемые  с  предприятий -  водопользователей  средства  за  сбросы  загрязняющих  веществ,  поступающие  в  бюджеты  разных  уровней  (муниципальный,  территориальный,  федеральный),  расходуются  на  различные  цели  и  только  незначительная  их  часть,  не  более14%  в 

                                                          5

целом  по  России  направляются  на  осуществление  водоохранных  мероприятий.  В  связи  с  чем,  водоохранная  деятельность  предприятий
– водопользователей,  а  также   муниципальных,  территориальных  и  федеральных  органов  исполнительной  власти,  как  правило,  малоэффективна  или  полностью  парализована.  Более  того,  при  взаимодействии  многочисленных  контролирующих  природных  органов  с
  предприятиями – водопользователями,  возникает широкое  поле  для  коррупции.
   Следует  отметить,  что  большая  часть  рассредоточенных  источников  сброса  загрязняющих  веществ, удельный  вес  которых  составляет  до  70%  от  общего  количества    загрязнений,  не  регулируется,   работы  в  водоохрранных  зонах  не  ведутся;  да  и  сами водоохранные  зоны  в  Водном  кодексе   усечены.
  В  большинстве    экономически  развитых  стран  регулирование  качества поверхностных  вод до  недавнего  времени  осуществлялось   с  помощью  метода  «наилучших  имеющихся  технологий».
    В  последнее  время  превалирует  «комбинированный  подход»  к  регулированию  качества  вод,  который  объединяет  методы   «наилучших  имеющихся  технологий»  и «ПДК,ПДС,ВСС».
  Для  более  эффективного  регулирования  качества  поверхностных  вод  в  Российской  Федерации   необходима  разработка  нормативной  правовой  базы    внедрения  «комбинированного  подхода»,  который  дает  возможность  водопользователям  финансировать   мероприятия  по  поэтапному  совершенствованию  имеющихся  технологий,  вплоть  до  достижения  ПДС,  обеспечивающего  ПДК  воды  в  водном  объекте.
  Необходимо  обеспечить  регулирование  всех  источников  поступления  загрязняющих  веществ,  классификацию  которых  и  нормативы,  в  основном,  принять  по  Европейским  стандартам,  вкдючая  полный  перечень  рассредоточенных  (диффузных)  источников.  При  этом   целесообразно  использовать  процедуру   составления  бассейновых  балансов  загрязняющих  веществ,  как  правило,  в  Схемах  комплексного  использования  водных  ресурсов  (СКИОВР).
    Территориальные  органы  МПР  России  должны  определять   экономически  реалистичные  требования   к  поэтапному  снижению  суммарного  (сосредоточенного  и  рассредоточенного)  бассейнового  сброса  загрязняющих  веществ.
    На  основании  значения  суммарного  сброса,  бассейновые  органы  МПР  России  и  Федерального  агенства  водных  ресурсов  по  согласованию  с   Бассейновыми  советами,   с  привлечением  водопользователей,  а  также  федеральных  и  региональных  органов  государственной  власти  и  экологической  общественности,  устанавливают  поэтапные  лимиты  сброса.


                                                       6

 Процедура  согласования  должна  быть  «прозрачна»  для  водопользователей.
     При   установлении  поэтапных   лимитов  сброса  загрязняющих  веществ  должны  быть  учтены  экологические  и  социальные  факторы.
  МПР  России  и  Федеральное  агенство  водных  ресурсов  обеспечивает  согласование   всех  вопросов,  связанных  с  водопользованием,  с  заинтересованными  органами  государственной  власти  и  выдает  единое  разрешение  на  использование  водных  объектов  (принцип  «единого окна»).  Одновременно  МПР  через  управляющие  компании  и  надзорные  органы  должно  организовать  работу  по  резкому  сокращению  диффузионных  загрязнений.


      Р.S     В  связи  с  вводом  в  действие  нового  Водного  Кодекса  наименование  показателей  ПДС,  ПДК  изменены  на  НДС и  НДВ,  но  однако  это  сути  не  изменяет.

      Разработку  программы  защиты  источников  питьевой  воды,  предлагаемой  партией  «Единая  Россия»,  и  ряда  других  вопросов,  намеченных  в  программе,  может  взять  на  себя   Некоммерческое   партнерство  -  НТЦ  водохозяйственной  безопасности    «Вода  и  люди  21 век»


         Руководитель  консультационного  совета  НТЦ  «Вода  и  люди  21  век»

                          Михеев  Н.Н.           27  февраля   2008года