На главную!
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"ВОДА И ЛЮДИ:XXI ВЕК"
на главную внимание! это касается каждого! написать письмо

вопросы и ответы искать форма обратной связи
Главная     
     Структура     
     Персоны     
     Виды деятельности     
     Проекты     
     Публикации     
     Архив     
     Контакты     
     Фотогалерея

Кривошей В.А, Коренева И.Б., Михеев Н.Н.

 

Современные проблемы управления водными ресурсами

и водным хозяйством России

 

 

28 ноября 2007 года на круглом столе в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) были отмечены более сотни неувязок в Водном Кодексе и в постановлениях Правительства, выпущенных в развитие  Кодекса, не позволяющих эффективно вести работу в водном хозяйстве России.

Основные из них:

1.            Отсутствие нормативной базы по установлению качества сбрасываемых вод и качества воды в водоприемнике, в результате чего вся экономика страны и система водообеспечения населения работают без разрешительных документов и, как следствие, предприятия должны быть закрыты или, в лучшем случае, платить в 25-кратном размере за сбрасываемые воды. Это положение дезорганизует работу 50 тысяч предприятий, пользующихся водой.

Документы по водоотведению, подготовленные МПР России и Федеральным агентством водных ресурсов, не отвечают современным требованиям. Это было подчеркнуто на заседании Круглого стола 6 декабря 2007 года в Торгово-Промышленной Палате с участием ведущих специалистов институтов Москвы и водопользователей.

Для получения разрешения на сброс сточных вод действующими документами предусмотрено представление громоздких расчетов и дополнительных документов мониторинга. Это должен обеспечить каждый из 50 тысяч водопользователей по всей России.

Кроме того, каждый расчет еще необходимо согласовывать с четырьмя организациями (Росгидрометом, Роспотребнадзором, Роскомрыболовством, Ростехнадзором) до утверждения в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Введение подобных нормативов создает тупик в водохозяйственной деятельности, развитии промышленности, сельского и коммунального хозяйства как минимум на несколько лет и, естественно, создает все необходимые условия для коррупции.

Для выхода из этого тупика необходимо:

- Переутвердить без всяких формальностей действующие лицензии на водопользование организациям, выполняющим достаточную очистку сточных вод.

-  Научно-обоснованно оптимизировать расчеты по водоотведению и ввести официальное программное обеспечение по расчетам.

-  Выдать лицензии на вновь строящиеся и реконструируемые сооружения водоочистки по проектам передовых технологий, обеспечивающих сброс воды нормативного качества.

-  Сосредоточить внимание на предприятиях, сбрасывающих воду ненормативного качества. На этих предприятиях должны быть утверждены жесткие планы и сроки по реконструкции очистных сооружений.

-  Полностью пересмотреть инструкцию по расчету качества воды в водоемах с учетом выявления наиболее опасных загрязнителей.

- Официально картировать зоны санитарной охраны, заповедные зоны и зоны рыбохозяйственного значения.

- Организовать работу «одного окна» для получения разрешений на водопользование.

2.            Вторым проблемным вопросом является запутанность финансовых потоков средств, поступающих за водопользование.

Договоры на водопользование заключают субъекты Российской Федерации, средства уходят в федеральный бюджет, а из него часть средств в виде субсидий возвращается в субъекты Российской Федерации с последующим направлением их в основном на расчистку русел рек. Эта мера не эффективна и не отвечает соответствует перечню необходимых мероприятий по восстановлению водных ресурсов и объектов. Вместе с тем Росводресурсы без достаточных обоснований определяют мероприятия, которые необходимо провести на всех реках от Калининграда до Камчатки.

Это положение приводит к безответственности по выполнению функций, определенных Правительством Российской Федерации, а также к нерациональному использованию федерального бюджета субъектами Российской Федерации в водохозяйственной деятельности.

Даже в существующей нерациональной структуре управления целесообразно более четкое распределение собираемых средств. Как вариант можно предложить:

 70% - оставить в субъектах Российской Федерации,

30% - оставить в федеральном бюджете на выполнение общебассейновых проектов.

В этом случае субъекты Российской Федерации смогут планировать свою водохозяйственную деятельность, нести ответственность в области охраны водных ресурсов и улучшать их качество.

3.            Третьей и основной проблемой является система управления водными ресурсами (общенациональной собственностью) и инфраструктурой водного хозяйства.

Новые экономические реалии, развивающиеся в стране, должны быть осмыслены и введены в водное хозяйство России. В этой сфере опасны «шараханья» от крайней «либерализации» в области управления водными ресурсами – основы жизни и национального достояния народа – до крайнего огосударствования  управления инфраструктурой водного хозяйства. «Шараханье» в этих вопросах породило очевидный ряд крупных проблем, требующих безотлагательного решения:

- отсутствие системы обеспечения безопасности на водных объектах и гидротехнических сооружениях;

- продолжающееся старение гидротехнических сооружений (средний процент износа напорных гидротехнических сооружений составляет сегодня около 48%);

- высокая аварийность на водных объектах и гидротехнических сооружениях, которая превышает среднемировой показатель и наносит ущерб от 2 до 10 млн. рублей в год;

- низкое качество питьевой воды, а в некоторых случаях и ее нехватка, и как следствие – болезни и сокращение продолжительности жизни населения;

- ведомственная разобщенность и отсутствие координации в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения вредного воздействия вод в период прохождения весеннего половодья и паводков (ежегодный ущерб от наводнений превышает 40 млрд. рублей);

- отсутствие понимания со стороны Федерального агентства водных ресурсов необходимости взаимодействия с субъектами Российской Федерации, а также с другими ведомствами и пользователями водой в части разработки и реализации единой взаимоувязанной водохозяйственной политики по бассейнам рек;

- отсутствие краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных комплексных программ развития водохозяйственного комплекса страны и организации их реализации;

 - отсутствие реформ в области водного хозяйства;

- отстранение от участия в разработке мер по улучшению ситуации на водных объектах предприятий-водопользователей;

- крайне неэффективное и бессистемное расходование средств федерального бюджета и отказ от привлечения к финансированию водохозяйственных объектов внебюджетных источников и частного   капитала;

- неспособность Федерального агентства водных  ресурсов   определить приоритеты и внести предложения по первоочередной разработке законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих водохозяйственную деятельность;

- продолжающееся дублирование полномочий и функций между Федеральным агентством водных ресурсов, Министерством природных ресурсов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,  Ростехнадзором и исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

-   при обилии контрольных ведомств отсутствует орган, непосредственно занимающийся безопасностью водных объектов, улучшением качества водных ресурсов и эксплуатацией гидротехнических  сооружений;

- неспособность МПР России и Федерального агентства водных ресурсов проводить самостоятельную эффективную политику с учетом полномочий, определенных Правительством Российской Федерации;

В связи с изложенным, представляется необходимым:

-государственные функции, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, передать Министерству природных ресурсов Российской Федерации;

Сформировать на базе бассейновых водных управлений и разрозненных федеральных государственных учреждений Федерального агентства водных ресурсов управляющую компанию по типу государственной корпорации или РАО РЖД.

Подобное реформирование управления водными ресурсами и водным хозяйством России позволит кардинально улучшить систему управления, даст возможность навести порядок в водном хозяйстве, положительно скажется на привлечении в водохозяйственный комплекс частного капитала.

Документы по функционированию системы управления водными ресурсами и водных хозяйством с государственным управлением имеются. При принятии правительством концепции управления, необходимые нормативные документы специалистами могут быть подготовлены в кратчайший срок. Задержка с принятием перечисленных мер может привести к необратимым процессам на водных объектах и нанести   непоправимый ущерб экономике и безопасности страны.