Кривошей В.А, Коренева И.Б., Михеев Н.Н.
Современные проблемы управления водными ресурсами
и водным хозяйством России
28 ноября 2007 года на круглом столе в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) были отмечены более сотни неувязок в Водном Кодексе и в постановлениях Правительства, выпущенных в развитие Кодекса, не позволяющих эффективно вести работу в водном хозяйстве России.
Основные из них:
1. Отсутствие нормативной базы по установлению качества сбрасываемых вод и качества воды в водоприемнике, в результате чего вся экономика страны и система водообеспечения населения работают без разрешительных документов и, как следствие, предприятия должны быть закрыты или, в лучшем случае, платить в 25-кратном размере за сбрасываемые воды. Это положение дезорганизует работу 50 тысяч предприятий, пользующихся водой.
Документы по водоотведению, подготовленные МПР России и Федеральным агентством водных ресурсов, не отвечают современным требованиям. Это было подчеркнуто на заседании Круглого стола 6 декабря 2007 года в Торгово-Промышленной Палате с участием ведущих специалистов институтов Москвы и водопользователей.
Для получения разрешения на сброс сточных вод действующими документами предусмотрено представление громоздких расчетов и дополнительных документов мониторинга. Это должен обеспечить каждый из 50 тысяч водопользователей по всей России.
Кроме того, каждый расчет еще необходимо согласовывать с четырьмя организациями (Росгидрометом, Роспотребнадзором, Роскомрыболовством, Ростехнадзором) до утверждения в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Введение подобных нормативов создает тупик в водохозяйственной деятельности, развитии промышленности, сельского и коммунального хозяйства как минимум на несколько лет и, естественно, создает все необходимые условия для коррупции.
Для выхода из этого тупика необходимо:
- Переутвердить без всяких формальностей действующие лицензии на водопользование организациям, выполняющим достаточную очистку сточных вод.
- Научно-обоснованно оптимизировать расчеты по водоотведению и ввести официальное программное обеспечение по расчетам.
- Выдать лицензии на вновь строящиеся и реконструируемые сооружения водоочистки по проектам передовых технологий, обеспечивающих сброс воды нормативного качества.
- Сосредоточить внимание на предприятиях, сбрасывающих воду ненормативного качества. На этих предприятиях должны быть утверждены жесткие планы и сроки по реконструкции очистных сооружений.
- Полностью пересмотреть инструкцию по расчету качества воды в водоемах с учетом выявления наиболее опасных загрязнителей.
- Официально картировать зоны санитарной охраны, заповедные зоны и зоны рыбохозяйственного значения.
- Организовать работу «одного окна» для получения разрешений на водопользование.
2. Вторым проблемным вопросом является запутанность финансовых потоков средств, поступающих за водопользование.
Договоры на водопользование заключают субъекты Российской Федерации, средства уходят в федеральный бюджет, а из него часть средств в виде субсидий возвращается в субъекты Российской Федерации с последующим направлением их в основном на расчистку русел рек. Эта мера не эффективна и не отвечает соответствует перечню необходимых мероприятий по восстановлению водных ресурсов и объектов. Вместе с тем Росводресурсы без достаточных обоснований определяют мероприятия, которые необходимо провести на всех реках от Калининграда до Камчатки.
Это положение приводит к безответственности по выполнению функций, определенных Правительством Российской Федерации, а также к нерациональному использованию федерального бюджета субъектами Российской Федерации в водохозяйственной деятельности.
Даже в существующей нерациональной структуре управления целесообразно более четкое распределение собираемых средств. Как вариант можно предложить:
70% - оставить в субъектах Российской Федерации,
30% - оставить в федеральном бюджете на выполнение общебассейновых проектов.
В этом случае субъекты Российской Федерации смогут планировать свою водохозяйственную деятельность, нести ответственность в области охраны водных ресурсов и улучшать их качество.
3. Третьей и основной проблемой является система управления водными ресурсами (общенациональной собственностью) и инфраструктурой водного хозяйства.
Новые экономические реалии, развивающиеся в стране, должны быть осмыслены и введены в водное хозяйство России. В этой сфере опасны «шараханья» от крайней «либерализации» в области управления водными ресурсами – основы жизни и национального достояния народа – до крайнего огосударствования управления инфраструктурой водного хозяйства. «Шараханье» в этих вопросах породило очевидный ряд крупных проблем, требующих безотлагательного решения:
- отсутствие системы обеспечения безопасности на водных объектах и гидротехнических сооружениях;
- продолжающееся старение гидротехнических сооружений (средний процент износа напорных гидротехнических сооружений составляет сегодня около 48%);
- высокая аварийность на водных объектах и гидротехнических сооружениях, которая превышает среднемировой показатель и наносит ущерб от 2 до 10 млн. рублей в год;
- низкое качество питьевой воды, а в некоторых случаях и ее нехватка, и как следствие – болезни и сокращение продолжительности жизни населения;
- ведомственная разобщенность и отсутствие координации в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения вредного воздействия вод в период прохождения весеннего половодья и паводков (ежегодный ущерб от наводнений превышает 40 млрд. рублей);
- отсутствие понимания со стороны Федерального агентства водных ресурсов необходимости взаимодействия с субъектами Российской Федерации, а также с другими ведомствами и пользователями водой в части разработки и реализации единой взаимоувязанной водохозяйственной политики по бассейнам рек;
- отсутствие краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных комплексных программ развития водохозяйственного комплекса страны и организации их реализации;
- отсутствие реформ в области водного хозяйства;
- отстранение от участия в разработке мер по улучшению ситуации на водных объектах предприятий-водопользователей;
- крайне неэффективное и бессистемное расходование средств федерального бюджета и отказ от привлечения к финансированию водохозяйственных объектов внебюджетных источников и частного капитала;
- неспособность Федерального агентства водных ресурсов определить приоритеты и внести предложения по первоочередной разработке законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих водохозяйственную деятельность;
- продолжающееся дублирование полномочий и функций между Федеральным агентством водных ресурсов, Министерством природных ресурсов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Ростехнадзором и исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
- при обилии контрольных ведомств отсутствует орган, непосредственно занимающийся безопасностью водных объектов, улучшением качества водных ресурсов и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
- неспособность МПР России и Федерального агентства водных ресурсов проводить самостоятельную эффективную политику с учетом полномочий, определенных Правительством Российской Федерации;
В связи с изложенным, представляется необходимым:
-государственные функции, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, передать Министерству природных ресурсов Российской Федерации;
Сформировать на базе бассейновых водных управлений и разрозненных федеральных государственных учреждений Федерального агентства водных ресурсов управляющую компанию по типу государственной корпорации или РАО РЖД.
Подобное реформирование управления водными ресурсами и водным хозяйством России позволит кардинально улучшить систему управления, даст возможность навести порядок в водном хозяйстве, положительно скажется на привлечении в водохозяйственный комплекс частного капитала.
Документы по функционированию системы управления водными ресурсами и водных хозяйством с государственным управлением имеются. При принятии правительством концепции управления, необходимые нормативные документы специалистами могут быть подготовлены в кратчайший срок. Задержка с принятием перечисленных мер может привести к необратимым процессам на водных объектах и нанести непоправимый ущерб экономике и безопасности страны.
|